Дмитрий Шавель. О пути 2D-аниматора, навыках и мультипликации.

Интервью с нашим новым преподавателем по курсу
"2D-игровая анимация"
Дмитрий, добрый день! Начнем по классике. Скажите, какое у вас образование?
Образование я начал получать со школьной парты, рисуя мультики на уголках общей тетради во время уроков. Увлечение переросло в профессию, когда у меня появился компьютер, и я приступил к своим первым экспериментам. Мне был интересен творческий опыт людей, прошедших уже достаточно большой путь, начавшийся, порой, с простого увлечения. Я начал посещать различные курсы, выездные студии, смотрел видео уроки. Эта сфера невероятно обширна, она постоянно обновляется, в ней появляются новые инструменты, технологии, я и сейчас продолжаю учиться, это бесконечный процесс. Законы анимации не меняются, но горизонты возможностей создавать в современном мире расширяются стремительными темпами.
Какой у вас опыт работы в области 2D анимации? Над какими проектами работали?
Основной опыт моей работы связан с геймдевом, производством игр для мобильных и Web-приложений. Это FX в создании эффектов, UI-анимация интерфейсов, персонажная анимация.
Работал в Playtika, Gambino, Crazy Panda, IGG, множестве небольших проектов и стартапов.
    Где работаете в данный момент?
      В настоящее время я живу и работаю в Киеве в компании NetGame. Эта компания разрабатывает игры в направлении Real Money Casinos.
      Почему вы выбрали путь 2D-аниматора?
      Я работаю в направлении 2D анимации, но есть опыт работы и в 3D редакторах, некоторая универсальность в профессии всегда приветствуется. Иногда вам просто необходимо использование 3D, и этот опыт будет не лишним и полезным. Но когда есть возможность глубже сосредоточиться на определенной области - это большой плюс в плане продуктивности. Универсальных специалистов, способных рисовать, создавать 3D модели, анимировать, выставлять свет, камеры и все остальное, не часто встретишь. Обретение мастерства в каждом из этих направлений требует от человека большого количества временных и интеллектуальных ресурсов, серьезного опыта. Способность быстро справляться с хитроумными задачами приходит в процессе постоянного погружения в предмет своей специализации.
      В каких программах работаете?
        Основные программы для 2D анимации и компоузинга – это After Effects и Spine. Spine удобен для разработки мобильных игр, After Effects хорош для создания FX с использованием различных плагинов. Также сюда можно добавить какой-нибудь 3D редактор. Я использую Cinema 4D либо 3ds Max.
          Вам интересна лишь сфера геймдева или вы бы хотели попробовать себя в мультипликации?
            Помимо геймдева у меня есть опыт работы в мультипликационных сериалах, есть опыт работы в стилистике stop-motion. Я работал над созданием музыкальных клипов, а также различного маркетингового видео контента. Для души хотелось бы уделять больше внимания созданию предметной анимации и, так называемой у нас, кукольной анимации. Здесь важна команда, инструменты, студия, освещение хорошее, фото-, видео аппаратура. Ну и идеи.
              Важно ли умение рисовать для 2D-аниматора?
                В способности рисовать для 2D аниматора нет жизненной необходимости, так как в сферу его задач на серьезных проектах входит в основном анимирование персонажей, бэкграундов, эффектов и других игровых элементов. Всегда, конечно, приветствуется это умение, а также моделирование в 3D, либо что-то еще. В анимации обязательно понадобятся и пригодятся знания законов композиции и перспективы, тональной перспективы. Серьезная техника рисования, в общем-то, не обязательна, хотя вы наверняка столкнетесь с некоторыми ее элементами, когда нужно будет что-либо дорисовать, либо создать некие объекты.
                  Какие качества важны для 2D-аниматора?
                    Множество качеств. Наверное, одно из самых главных - это глубокая заинтересованность анимацией как видом искусства. Если вы готовы этим заниматься бесконечно долго, сидеть часами, днями, неделями, то у вас будет какой-то успех. Желание обучаться, смелость задавать вопросы, не стесняясь обнажить свою некомпетентность в чем-либо. В любом случае, у каждого профессионала есть свои сильные и слабые стороны. Наблюдательность очень важна для аниматора, способность видеть эмоциональную составляющую персонажа, чувствовать его характер, подмечать тонкости в движении вещей и объектов. Какая-то жизненная зрелость нужна. Чем ярче и интереснее у вас жизнь, тем более яркой и интересной будет ваша анимация.
                    Какие у вас любимые игры?
                      Много всего интересного выходит нового, классного, во что стоит поиграться, что стоит посмотреть, с различными механиками, идеями. Я любитель сетевых игр, либо игр с динамичным развитием. Мне нравятся шутеры, квесты за свою красоту, атмосферность. Не знаю, из сетевых - Pubg, Overwatch, StarCraft, Dota.
                      Вам нравится сам процесс "оживления" персонажа или вы больше работаете на результат?
                        Естественно, нравится, но наиболее это проявлено в мультипликации, где персонажи прорабатываются детально, имеют свой характер, развитие в сюжетной линии. В геймдеве, да, тоже есть такой момент, когда персонаж имеет историю, выходят новые версии игры. Если проект позволяет тебе создавать сложные и прекрасные анимации, есть бюджет – это очень здорово, но, порой, многие вещи упрощаются. Например, специфика разработки мобильных игр вообще исключает некоторые моменты. Детализация и метод исполнения графики и анимации здесь отличается от веб игр и игр для приставок, там другое разрешение экрана, другие требования.
                        Что привлекает в преподавании? Почему решили стать преподавателем курса "2D игровая анимация"?
                        Я уже имел небольшой опыт преподавания детям. Это было интересно и достаточно забавно. Взрослые люди, конечно, совсем иное дело, но, с другой стороны, в анимации мы все равно как дети. Привлекает возможность переосмысления всего того, что узнал. Обучая других людей - обучаешься сам, тебе приходится систематизировать свои знания, отвечая на вопросы. Это помогает взглянуть на себя и свои умения свежим взглядом.
                        Слова напутствия студентам.
                        Получайте удовольствие от процесса. Это может стать профессией или хобби. Может быть, вы станете человеком, который создаст невероятную игру. Просто начните, смотрите, пробуйте разные направления, типы анимации. Это поможет понять, что вам нравится, и чем вы готовы заниматься, испытывая при этом радость познания и творчества.
                        Дмитрий Шавель - 2D-аниматор с многолетним опытом в игровой индустрии. Работал в таких компаниях, как Playtika, Gambino, Crazy Panda, IGG. В данный момент работает в Киеве в компании NetGame. В работе использует программы After Effects и Spin, также применяет 3D-редакторы. Любит видеоигры. Готов делиться своим опыт со всеми желающими.

                        Портфолио: https://www.behance.net/dmitryshavd792