Юрий Подоляк. О становлении на путь художника в казуальной Беларуси.

Интервью с нашим новым преподавателем по курсу "Иллюстрация.Уровень PRO"
Юрий, как начался ваш путь художника?
Смешная история, где-то в начальных классах, преподавательница дала нам примеры африканских животных, а я там как раз короля льва посмотрел, был такой весь «а, львы, все, желтый цвет любимый, все дела » и я так срисовал льва, что она не поверила. Пришлось детям вокруг доказывать, что это действительно я нарисовал.
Потом родители в художественную школу отдали, я был раздолбаем жестким, но любил компьютерные игры , как-то даже варкрафтовский плакат на стене висел. Думал постоянно «Как это игры так делают, классно было бы..». Мне было лет 12-14 и мы все тогда хотели быть киберспортсменами и жестко тренировались в варкрафте.
Я просто учился по художественному направлению, нравилась творческая среда, ну и в итоге я поступил.
Сначала мама меня на понт взяля – смогу ли я поступить на средне-специальное, она думала, что со мной уже все ясно и ничего толкового не выйдет. Но я поступил, а когда отучился, понял, что надо двигаться куда-то дальше. С горем по полам поступил в МИУ, так как раз открыли дизайн интерьеров, набрали преподов из Академии и БГУ. И вот на 5м курсе, перед дипломом у меня было пол года свободного времени и я собирался прока чать максимальный уровень в Lineage и всех там убивать жестко, но моя будущая жена, сказала «Давай ищи работу»)
Когда начал искать работу, я узнал, что есть у нас разные игровые компании по мобилкам. Обратился к ним, написал, делал такие первые неуклюжие шаги, портфолио было ни о чем, интерьеры и всякая ерунда, ну и мне все сразу же кидали тестовое, а кто-то отказывал.
Пробовался даже в «Варгейминг», там еще задание такое было: детская игра, прямо совсем для детей. И вот летит самолетик по какой-то комнате и летят кубики с разными буквами и надо собрать слово стреляя по правильным буквам. Закинули мне такое тз и нужно было сделать меню игровое мобильное и сам геймплей, типа как скриншот, с кнопочками, со всем вот этим процессом.
А я вообще без понятия как делать, что… Ну и как-то вот, как говорится, русским методом тыка, кое как сделал тестовое. Но мне повезло, арт директор, который там был, не сказал «чувак, ты нам не подходишь», а объяснил, что вот это классно, а тут не очень. Где-то с 4 го выполненного тестового он меня взял. И понеслась.
А вообще, как вы считаете, какие основные сложности были на пути к успеху. Что приходилось побороть?
Во всем сложно. Я всегда привожу аналогию с горками супер 8: в самом начале она поднимается, поднимается, поднимается, ну а потом уже вниз и понеслась. То есть точно так же, мне кажется, и в любой профессии: в начале просто жесткое страдание, изучение,пот и кровь и потом кайф, то есть ты уже на релаксе и просто работаешь. Конечно зависит от того, чем конкретно ты занимаешься, и насколько твоя специализация востребованна, потому что, вот например,в рамках нашей страны очень много сложностей именно с неказуальным артом.
У нас очень много казуала, а серьезного как такового и нет. Поэтому в этом плане немножко трудновато, эту сферу нужно пробивать самому. Но опять же – было бы желание.
Работа Юрия Подоляка
По поводу вдохновения — это в основном игры? Или что-то еще?
Более ранняя работа Юрия
Неееет, вообще все. Не знаю, вот к примеру даже бутылка на столе. Просто все что угодно. Вообще.
Поначалу да, игры,фильмы, наверное основной такой культурный пласт.
Я помню когда малой был, сестра тогда как раз в Москве училась, завела меня в «третьяковку». Я тогда ходил такой «Что за фигня, что все так тащатся, какие-то тетки нарисованные, каким-то маслом, какие-то скульптуры». Только потом уже, в сознательном возрасте, мне тогда наверное уже года 24 было, вернулся и просто не захотел уходить, по пол часа залипал на картины Шишкина.
Теперь ближе к курсу вопрос. Какими умениями должен обладать студент, который хочет попасть на твой курс? Так как курс все таки не для новичков должен быть какой-то порог вхождения?
Определенно это курс для ребят, которые уже имели опыт работы с иллюстрацией, не боятся слова PRO и хотят прокачать свой уровень еще больше.
Тогда вот еще вопрос: Как думаешь, главное любить то, чем занимаешься?
Нет, совсем не обязательно. Вот кто-то например не любит процесс рисования, от слова совсем, но нравится оклад или финальный результат, когда получается работа. А кто-то наслаждается только процессом. Здесь все индивидуально.
Я просто много людей встречал и люди самые разные, поэтому, мне кажется, какой-то уникальной формулы нет. Но я уверен, что если ты тащишься от того что делаешь– это идеально . Как правило на собеседовании в компаниях, это ключевое, что пытается выяснить HR– это насколько ты в это погружен.
От многих крутанов слышал, что самое плохое — это когда оглядываешься назад и доволен своими работами. Но опять же, это не значит, что ты должен быть специально недоволен, но я про сто психую. Я сам себя злю постоянно.
Вот еще проблема зоны комфорта… Смотрите, есть работа, на которой делаешь какие-то таски, и те скиллыкоторые ты бы хотел прокачать, на работе не тренируются. Поэтому делаешь это в свободное время, либо на фрилансе. И здесь развитие в принципе медленно идет и хорошо если ты найдешь работу, где будешь сразу прокачивться и вот эти 8 часов в день тратить в правильном направлении. Это наверное основная проблема у нас.

А у вас прокачка скилла — это больше был фриланс или больше собственные зарисовки?
Фриланс и собственные работы . Можно быть в зоне комфорта, допустим умеешь хорошо рисовать иконки и ты знаешь что на рынке всегда нужны иконки, особенно в нашей казуальной беларуси, и ты всегда можешь найти работу по иконкам . Всегда нужен человек, который умеет рисовать иконки, либо ui казуальный, либо обычный, это прямо сфера супер востребованная.
И если вот: «Я рисую Ui какой угодно, что мне еще делать». Вот если человек мыслит так,то все, он уже едет назад.
Какой сеттинг самый любимый,самая любимая тематика и что чаще приходится рисовать?
Точно не люблю казуал, остальное все нравится. Просто казуал уже настолько приелся, сейчас я уже просто принципиально отказываюсь.
А с чем, чаще всего приходилось работать? Все таки казуал?
Да. У нас сейчас если рассматривать не казуальные проекты — это мобильный аутсорс, потом Варгейминг и Vizor сейчас новый проект объявили. И наверное все.
Пару слов напутствия будущим студентам.
Я бы определенно сказал не бояться, идти вперед.. ну я не хочу говорить эту шаблонную штуку в духе «тысяча миль начинается с одного шага…» и « прыгайте в пропасть, крылья появятся во время полета..»
Слова напутствия… ловить точку кайфа, кайфовать от того, что делаешь. Найти то, что любишь и двигаться к этому.
Есть одна фраза, мне ее коллега сказал, вот когда я только начинал. Помню какой-то таск прилетел, я долго страдал с ним и думал, что его сделать нереально и вот тогда коллега поделился такой мыслью: «А представь, если бы сотруднику Близард дали вот этот таск, прикинь как бы круто он сделал»
И в голове сразу какой-то челлендж включился: «я могу, это решаемый вопрос». И сразу находишь какую то цель, интерес просыпается. Поэтому в любой, даже самой тяжелой ситуации — под каким углом смотреть.. я бы смотрел под углом позитивным и во всем искал что-то интересное.
Юрий Подоляк — Senior 2D concept artist, 7 лет стажа в игровых компаниях, занимался от казуальной графики, иконок до UI, анимаций, концепт арта и т.п. Работает в компании Stark games на позиции концепт-художника в команде мобильных разработок, до этого работал в Vizor games и др. компаниях в роли концепт-художника и иллюстратора. Работал с компаниями Abelana(Нью-Йорк) и NationTheory(Лос-Анджелес) в VR проектах в качестве концепт-художника.